TECHEM
ПАМЯТКА
Практические советы по
экономному обращению
с тепловой энергией и водой

pam_econom_TECHEM
Что такое услуги ЖКХ? За что платить, а за что не платить. Печать

Генеральный директор ООО «Техем»
Алексей Владимирович Алексеев

Определение «коммунальные услуги» - « осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений);» ст.2 «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов. Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 г. №354)

Ресурсы, используемые потребителями: вода холодная и горячая, газ, электрическая энергия и тепловая энергия.

Строго по определению услуг к коммунальным услугам относятся вывоз мусора, уборка общедомовых помещений, текущий и капитальный ремонт зданий и помещений, модернизация и содержание зданий и общих помещений, расчеты за ресурсы с ресурсоснабжающими предприятиями по общедомовым приборам учета, перерасчеты начисленных и оплаченных каждым владельцем или нанимателем квартиры платежей за ресурсы с учетом показаний общедомовых и квартирных приборов учета воды, электроэнергии, тепла и газа и ряд других услуг, описываемых управляющими компаниями (УК) в договорах на управление недвижимым имуществом зданий и многоквартирных домов.

Почему правительство РФ не отнесло эти виды услуг к коммунальным услугам? Этому несколько причин: по мнению правительства и Минрегиона оплата ресурсов - наиболее важный раздел услуг, как по их величине в платежах – до 70%, так и по социальной значимости производства и потребления ресурсов в экономике страны. При этом эти другие виды услуг не регламентированы правительством РФ. Тарифы на них на федеральном уровне не регулируются, а региональное регулирование произвольно и потребителю непонятно. Такие услуги как измерение, передача данных, расчет и перерасчет потребления коммунальных ресурсов, работы по улучшению энергетической эффективности строений вообще отсутствуют в перечне работ утвержденных правительством РФ и соответственно за них муниципальные УК не могут получить плату с нанимателей жилья, принадлежащего муниципалитетам. Но ГК РФ не запрещает включить их в договор по согласию сторон.

В России наряду с ТСЖ - новой структурой организации собственников жилья действует оставшийся со времен СССР институт муниципальных управляющих компаний и расчетных центров, собирающих плату за коммунальные и прочие услуги с собственников и нанимателей жилья в зданиях, жители которых не выбрали способ управления через ТСЖ. Эти организации есть одна из форм управления серьезными денежными потоками в интересах муниципальных властей. Выкручивание «черного и серого нала» из платежей за коммунальные и прочие услуги основная цель этого управления. Расчетные центры берут за свои услуги 3-5% от суммы платежей граждан за квартиру. Они являются финансовыми прокладками для аккумуляции платежей и выгодны только их работникам и бенефициарам. Работу по формированию счетов, которую выполняют РКЦ, могут вполне профессионально выполнять ТСЖ и операторы коммунальных услуг, причем гораздо дешевле!

Центральная проблема услуг ЖКХ как всегда – деньги!

Первый вопрос – кем, как и на каких основаниях формируются тарифы на услуги в сферах управлении недвижимостью и коммунальной инфраструктуры поселений?

Ответ прост: монополисты от электричества, газа, тепла и воды лоббируют все законы, постановления правительства РФ, приказы министерств в области ЖКХ и управлении недвижимостью, а главное - тарифы. Делают они это вполне успешно, поскольку вся законодательная база и практика деятельности государства доказывает, что простому потребителю от их деятельности и реформ достаются растущие ежегодно тарифы, опережающие в два и более раз инфляцию и рост зарплат.

Председатель правительства РФ В. В. Путин подтверждает, что: "Жильцы должны платить лишь за те услуги, которые они реально получают, а не за то, что им рисуют в квитанциях".

Именно так и выглядит дикий капитализм, когда никто за Вас не будет ничего делать, и вы одни в ответе за ваше настоящее и будущее. Поэтому ваша задача заключить договор между вами и УК, ТСЖ с учетом всех ваших условий. И после этого если качество коммунальных услуг или качество содержания помещения не соответствует указанному в договоре (Постановлении Правительства РФ от 6 мая 2011 года №354, качеству, предусмотренному Постановлением Госстроя РФ № 170, ГОСТ Р 51617-2000 ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ), и при этом с Вас продолжают взимать деньги, то Ваша задача – зафиксировать указанные нарушения и предъявить в письменном виде претензии к исполнителю услуг. Необходимо потребовать возврата Ваших денег за невыполненные услуги и в случае неисполнения претензий подать иск в суд.

Российское законодательство носит заявительный характер. Это означает, что пока вы не заявите о своих претензиях к качеству коммунальных услуг или к качеству содержания жилья и придомовой территории письменно (потому что ваше зарегистрированное заявление в дальнейшем будет единственным доказательством того, что вы заявляли в установленном порядке о неполучении коммунальной услуги), то в соответствие с законодательством нет оснований для исков. Фактически Вас устраивает текущее положение. Защита ваших прав основана на принципах гражданского права, договорного права и закона о защите прав потребителей. Неуязвимость чиновников, ТСЖ, УК - миф, который базируется на Вашем незнании своих прав! Используйте, вникайте, действуйте!

Второй вопрос - кто и какие деньги собирает с жителей, на каких основаниях, и как их тратит?

Второй вопрос значительно сложнее первого, но его можно сформулировать проще: Зачем оплачивать неполученные коммунальные услуги? На сайте www.techemenergy.ru мы собрали все необходимые для понимания этого вопроса документы.

Прежде всего, Вам надо понимать в каком качестве коммунальные услуги должны предоставляться. Качество коммунальных услуг определяется постановлениями Правительства РФ и договором о предоставлении коммунальных услуг. Содержание и ремонт жилья — его качество определяет Постановление Правительства РФ № 491, Постановление Госстроя № 170, ГОСТ Р 51617-2000 ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ. Далее, Ваша задача определить какую именно коммунальную услугу Вы не получаете или получаете, но некачественную.

После этого Вам надо составить заявление о неполучении коммунальной услуги с требованием составить двусторонний акт о неполучении или получении некачественной коммунальной услуги.

Если Ваше заявление о неполучении коммунальной услуги, содержания помещения или не проведенном ремонте будет проигнорировано (ответ должен быть дан в течение 3 суток), останавливайте платеж. Долгом это считаться не будет, т.к. вы подали и зарегистрировали заявление.

Итак, почему выселяют должников? Потому что они не знают своих прав и закона. Ведь, согласно ГПК РФ Статья 56 п.1., Обязанность доказывания лежит на каждой из сторон:
Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Внимательно прочитайте ваш договор на оказание услуг, собственника или нанимателя по договору социального найма, в нем должны быть перечислены услуги, их качество, порядок перерасчета. Помните, Вы можете вносить в договор свои условия ,не противоречащие действующему законодательству! Договор заключают две свободных стороны. Давление при заключении договора не допускается. Заключенный под давлением договор может быть признан судом ничтожным!

Итак, вы ознакомились, в каком качестве должны получать коммунальные услуги по содержанию и ремонту жилого помещения, соотнесите их с вашей реальностью, помня, что нет услуг — нет и оплаты, надо только соблюсти процедуру — подать заявление в 2х экз., с обязательной отметкой о том, что ваше заявление принято, кем и когда. Лучше отсылайте заявление по почте заказным письмом с описью вложения и уведомлением о получении. Т.к. перерасчет будет производиться не с даты составления акта, а с даты подачи заявления. И закон не запрещает вам остановить платежи по спорному вопросу, если по вашему заявлению не принимаются меры.

Отстаивать свои права перед структурами ЖКХ при их незаконном ограничении или нарушении не только можно, но и должно. Гарант успеха в борьбе с жуликами от ЖКХ – это хорошее знание собственниками и нанимателями жилья своих прав и обязанностей, а также законов и постановлений, в соответствии с которыми формируются тарифы в ЖКХ.

Каждому важно знать список льгот на оплату жилья и ЖКУ, установленный местным муниципалитетом, согласно которому ряд категорий граждан могут воспользоваться льготами, скидками или вообще не платить за коммунальные услуги. Вместе с тем, практически каждый гражданин способен снизить плату за ЖКУ, установив счетчики на воду, тепло, газ, электричество и платить только по реальным показателям потребления ресурсов. На основании зафиксированных данных можно потребовать перерасчета или снизить плату за ЖКУ на значительную сумму.

В тех случаях, когда коммунальные услуги предоставляются с низким качеством или попросту отсутствуют, когда завышаются тарифы ЖКХ и предъявляются необоснованные претензии по их оплате, можно призвать к ответственности нерадивых чиновников. Даже «злостным неплательщикам», знающим как защитить себя, не стоит бояться исков от ЖКХ. Нужно продолжать бороться, собрать все нужные доказательства и документы, тогда уже в суде можно полностью отстоять свою правоту. Как правило, при столкновении с юридически грамотными жильцами, чиновники от ЖКХ отступают, а суд встает на сторону собственника или квартиросъемщика.

Необходимо преодолеть собственную инертность и перестать бояться чиновников. Помните, это они должны работать на Вас, а не Вы на них.