15.10.2021

Россия присоединилась к «клубу 2060» по энергосбережению и сохранению климата.

 

Президент РФ Владимир Путин, выступая на пленарном заседании международного форума «Российская энергетическая неделя» 13 октября 2021 года, заявил: «Россия на практике будет добиваться углеродной нейтральности своей экономики, и мы ставим здесь конкретный ориентир – не позднее 2060 года».

В сентябре 2020 года президент КНР Си Цзиньпин заявил, выступая на Генеральной ассамблее ООН, что Китай достигнет углеродной нейтральности (carbon neutrality) до 2060 года и обеспечит пик выбросов парниковых газов в следующем десятилетии.

В декабре 2020 года президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев заявил об обещании (pledge) Казахстана достичь углеродной нейтральности к 2060 году.

Великобритания, ЕС, Южная Корея и Япония обязуются достичь углеродной нейтральности к 2050 году.

Индия и США пока не приняли соответствующих решений. В случае США мы говорим о федеральной цели, обязательства достичь климатической нейтральности законодательно утверждены во многих штатах.

Для неосведомленных читателей поясню, что такое «углеродная нейтральность». Человечество не может снизить выбросы парниковых газов до нуля по понятным причинам. Но выбросы можно сокращать. Например, если вы замещаете электроэнергию, вырабатываемую угольными электростанциями, электричеством, которое производят ветровые электростанции, вы сокращаете выбросы примерно в 80 (!) раз на каждый киловатт-час (и в расчёте на весь жизненный цикл объектов, включая производство оборудования и пр.). «Нейтральность» же означает, что те выбросы, которые сократить невозможно, нужно компенсировать. Как? Это целая наука. Один из примеров: лесовосстановление. Не следует забывать, что атомная и гидро- энергетика тоже углеродно нейтральные.

 

Россия, присоединившись  к «клубу 2060» и взяв на себя обязательства достичь углеродной нейтральности к 2060 году, должна обеспечить высочайший уровень энергосбережения в жилом секторе и промышленности. Эта цель включает почти нулевое потребление энергии недвижимостью.

 

Поставленная задача потребует технологических изменений во всех секторах экономики, и некоторые (и даже многие) крупные российские предприятия уже приступили к созданию климатических стратегий.

Здания потребляют 40% энергии в ЕС, на них также приходится 36% выбросов СО2 в регионе. Поэтому снижение энергопотребления и выбросов в данном сегменте критически важно для выполнения стратегической долгосрочной задачи по снижению к 2050 г выбросов парниковых газов на 80-95% от уровня 1990 года.

Ещё в 2010 году была принята Директива об энергетической эффективности зданий 2010/31/EU (Energy Performance of Buildings Directive — EPBD), в которой было установлено, что с 31 декабря 2020 года все новые здания в странах ЕС должны строиться как здания с почти нулевым потреблением энергии (nearly zero-energy buildings).

В отношении зданий, занятых государственными органами и принадлежащих им, данная норма вступает в силу с 31 декабря 2018 года. При этом «почти нулевой или очень низкий объем требуемой энергии должен быть в значительной степени покрыт за счет энергии из возобновляемых источников, включая энергию из возобновляемых источников, производимую на месте или неподалеку», говорится в Директиве.

EPBD является одним из ключевых элементов стратегии Европейского союза (ЕС) по борьбе с изменением климата.

В 2018 году Европейский Парламент утвердил изменения данной Директивы.

Теперь устанавливается, что к 2050 году весь фонд зданий в Европе должен быть доведён до уровня nearly zero-energy standard («стандарта почти нулевого потребления энергии»). Это означает, что будет увеличен темп реновации (энергетической санации) недвижимости. По расчетам Европейской Комиссии, требуется ежегодно ремонтировать (с повышением энергоэффективности) в среднем 3% зданий.

Для тех, кто не знает, каким образом достигается низкое потребление энергии в зданиях, рекомендую почитать про пассивные дома.

Обновлённая директива требует от государств-членов ЕС подготовки дорожных карт декарбонизации сектора недвижимости с постановкой промежуточных целей-2030.

В тексте новой редакции вводится понятие «индикатор интеллектуальности» (smartness indicator) — новый инструмент для измерения способности зданий улучшать работу инженерных систем и взаимодействие с электрической сетью, адаптируя потребление энергии к реальным потребностям жильца. Европейская комиссия разработала эту концепцию строительства всех сетей воды, тепла, газа и электроэнергии по принципу адаптивного энергоэффективного управления «по потреблению». В РФ сегодня господствует энергонеэффективный принцип «по предложению» энергокомпаний.

Новые и отремонтированные здания, в которых произошла замена теплового оборудования, должны иметь автоматизированные устройства для регулирования уровней температуры как в квартирах, так и на вводах в здания. Также ужесточаются правила инспектирования систем отопления и кондиционирования воздуха и автоматизации зданий.

В новой редакции Директивы вводятся требования, направленные на стимулирование развитие электротранспорта, а именно речь идет об обязательном устройстве как минимум одной зарядки для электромобилей в новых домах и зданиях после капитального ремонта, в/при которых число парковочных мест превышает 10.

Поскольку значительная часть потребляемого Европой природного газа используется для обогрева зданий (а не в электроэнергетике), новая редакция Директивы, безусловно, будет дополнительно способствовать снижению потребления газа в ЕС в среднесрочной перспективе. В новом тексте документа подчеркивается, что «1% экономии энергии снижает импорт газа на 2,6% и тем самым активно способствует энергетической независимости Европейского Союза». Для РФ это звучит так: 1% экономии энергии в здании снижает потребление газа на 2,6%. В целом по стране ежегодно граждане выбрасывают в атмосферу из-за перетопов в МКД тепловой энергии на 400-600 млрд. руб в ценах 2020 года.

Любопытно, несколько дней назад телеведущий Дмитрий Киселев в своей передаче на телеканале «Россия 1» выдавал явную дезинформацию по вопросам климатических изменений. Правда, интересное «совпадение». Похоже, энергетические монополии и их лоббисты очень не хотят, чтобы государство серьезно относилось к климатической угрозе, быстро и эффективно осуществляло технологические изменения в жилом секторе, энергетике и других секторах.

Они привыкли подавать в жилые здания без индивидуального учета и регулирования потребления столько тепла, сколько нужно не потребителю, а монополиям, для их прибыли, что приводит к перетопам в зданиях до 30-40%, а то и двукратно,  от  реально потребного количества  тепла, особенно весной и осенью. Монополиям вообще выгодно, чтобы все дома были без ИПУ тепла и возможности регулирования потребления тепла в квартирах. Поэтому и возникают совершенно дикие заказные антинаучные «методики», говорящие о невозможности учета потребления тепла в квартирах. Во всем мире это возможно, а вот в России ну никак.

 

Поэтому  лоббисты продавили антинародные неконституционные пункты расчетов за отопление с установкой ИПУ тепла не во всех квартирах многоквартирных домов (МКД), в том числе не соответствующие Конституции и Постановлениям Конституционного Суда №30 и №46 от 2018 года, и  формулы Приложения 2 к Правилам №354 3.1, 3.4, 3.6, 3.7 и другие. Например, если в МКД  индивидуальные приборы учета (ИПУ) установлены не во всех квартирах, то индивидуальное потребление тепла в квартирах без ИПУ тепла приравнивается к среднему потреблению тепла в квартирах с установленными ИПУ тепла (ф.3(7)).

 

Этот целенаправленный математический "финт" приводит к тому, что величина доли на отопление общих помещений в МКД для единственной  квартиры с ИПУ тепла составляет максимально 300-400% от потребления  по ИПУ тепла. Это значение доли квартиры на отопление общих помещений уменьшается до правильного, соответствующего ч.2 ст.39 ЖК РФ (доля за услуги на содержание общего имущества должна быть соразмерна доле гражданина в общем имуществе), примерно,  в 20-25% от индивидуального потребления при оснащении всех квартир ИПУ тепла.   

 

То есть, Правила сформированы так, что ответственному законопослушному  гражданину, который стремится сберегать энергию,  ставится барьер по внедрению энергосберегающих технологий. Правила 354 поощряют поведение  граждан, которое  приводит к регулированию температуры в помещениях форточками, и расчетам за тепло по квадратным метрам!!! Когда за нерадивых энергорасточительных граждан платят все жители дома, а деньги, которые могли быть сэкономлены гражданами, идут в прибыль энергомонополий. От этой ситуации выигрывают энергомонополии и недобросовестные энергоснабжающие компании, а все остальные, граждане, государство и общество в целом, проигрывают.

 

При таких Правилах ни о какой энергоэффективности зданий и, тем более, почти нулевом потреблении энергии в зданиях говорить нет смысла. В этой идиотской ситуации Россия оставаться дольше не может. Правительство РФ, во исполнение поручений Президента и соблюдения Конституции и Постановлений КС РФ,   должно срочно менять Правила 354 в части расчетов за отопление. Правильные формулы расчетов за отопление, мотивирующие всех граждан устанавливать приборы и системы регулирования и учета воды и тепла, в МКД можно посмотреть в статье http://www.techemenergy.ru/news/15/spravedlivye-platezhi-za-otoplenie-/

 

 

Генеральный директор ООО "Техем"

канд.техн.наук

А.В.Алексеев